Святитель Феофан Затворник о сердце

Предыдущие письма темы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 12  13 14  15  16 17  18 19  20  21  22 23  24 25 26 27  28   29 30  31 32  33  34  35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48  49  50  51  52  53 54
Продолжая поиски среди трудов, описывающих тайны сердца, нашёл среди поучений святителя Феофана Затворника замечательной глубины сведения об этом сокровенном месте человеческого естества. И опять убедился насколько близки основы, передаваемые в разных учениях в корне своём. Хочу привести некоторые выдержки из поучений Феофана Затворника о сердце человеческом.
 
«Рычаг, действующий деятельностью, - сердце; там слагаются убеждения и сочувствия, определяющие волю и дающие ей крепость».
«Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством всесторонней зависимости от Него, вся духовная вечно ценная жизнь».
 
«Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца».
 
«Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце.– Существо христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом и оттуда управлять всем в себе. – Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу и всегда будешь в памяти Божией. – Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть соединение ума с сердцем. – Секрет духовной жизни: нельзя стать в сердце без болезненных исканий».
 
«Оттого у тебя всё нестройно внутри, что там качествует разложение сил; ум идет своим чередом, а сердце своим. Надобно ум соединить с сердцем; тогда брожение мыслей прекратится, и ты получишь руль для управления кораблём души, — рычаг, которым начнёшь приводить в движение весь твой внутренний мир.»
 
«При таком сердечном устроении [соединении ума с сердцем] у человека из головы переходит всё внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, всё делается с полным сознанием и вниманием. »
 
«Как понимать выражение “сосредоточить ум в сердце?” Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни. »

«Когда внимание сойдёт в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела. Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты. Ощущение сие, сначала легкое, всё усиливается, крепнет, углубляется, из холодного, каково оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу — всегда будешь в памяти Божией»…

«Когда углубится в сердце молитва и осенит его теплотою, тогда ум всегда бывает собран и присущ в себе, от того быстропонятлив и сообразителен. С этого времени все истины откровения начинают входить в сердце, каждая в свое время, будто внезапно, в виде озарения».

 
Очень радует то, что и современная наука так близко подошла к тайнам сердца, и уже рекомендует пользоваться ими для исправления болезненных искажений жизни человеческой.

Собеседник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по порталу